теблеши  
Сайт села "Теблеши"

Бежецкий район Тверской области
село "Теблеши"

© 2007

История Бежецкого края*
* по материалам книги "Теблешское Царство". Автор В.В. Путыр


   На просторах Европы и Азии = сорок тысяч лет назад, а на нашем Севере - гораздо позже, когда отступило великое обледенение, и стала возможной жизнь на Валдайской возвышенности, произошло около десяти тысяч лет назад заселение и освоение человеком описываемой ниже местности. Археологи называют это время каменным веком, а точнее, поздним палеолитом и сменившим его мезолитом.
   Летописец Нестор повествует, что главным народом, населяющим Восточную Европу, были славяне. Они разделились на отдельные племена, из которых самым значительным, по словам летописца, было племя полян, поселившихся по среднему течению Днепра. Соседями полян были древляне, обитавшие в Волынской губернии, по южным притокам Припяти; самое многочисленное племя кривичи, поселившиеся по верховьям Днепра, в губерниях Смоленской, Псковской и Тверской; к востоку от Днепра на берегу реки Суллы и Черниговской губернии, жили северяне; к западу же от Днепра обитали радимичи и вятичи. Кроме этих значительных племен были так же более мелкие славянские племена.
   Самыми древними из славянских племен являются кривичи и поляне: еще до времен князей они имели у себя города. Так у кривичей мы встречаем знаменитый Новгород, при истоках реки Волхова, Смоленск, Половск, а у полян на правом высоком берегу был город Киев, который впоследствии сделался столицей всей Русской земли.
   Согласно последним исследованиям, в частности В. Седова , процесс переселения кривичей был обусловлен климатическими изменениями, похолоданием, наступившими в Европе с начала IV в. Н. э. Следствием похолодания явилось повышение уровня рек, озер и грунтовых вод. Подобные природные катаклизмы заставили кривичей покинуть места своего исконного обитания на территории Среднего Повисления и обосноваться в нынешнем Бежецком районе Тверской области. В географическом отношении Бежецкий район даёт 2 отдельных пейзажа. Восточная часть, приблизительного меридиана Бежецка, составляет край интереснейшей Бежецкой возвышенности, охватываемой течением р. Мологи и р. Волги. Этот возвышенный остров есть ни что иное, как одна часть или звено великой морёной гряды, образовавшейся на месте последнего стояния скандинавского ледника и идущей широкою полосою от р. Вислы на северо-восток в направлении р. Чердыни до Урала. Это край отдельных возвышенностей округлых форм и длинных прерывчатых гряд. Озёр мало: они заменены реками, с более или менее глубоким разрезом. Реки разрезают Бежецкий остров и текут с возвышенности веерообразно во все стороны, впадая в р. Мологу, а отчасти в Волгу и Медведицу. Бежецкая отдельная возвышенность, как и весь морёный увал, завалена крупными камнями, валунами, галькою и прикрыта ледниковыми глинами и песками, обыкновенно в смешанном виде супеси и суглинка. Ландшафт одинаков с пейзажем Литвы на западе и Суздаля на востоке. С юга Бежецкая возвышенность примыкает к низине, тянущейся до р. Тверцы, отчасти осушенной р. Медведицей и сливающейся с долиной юр. Мсты.
   Западная часть занята иными ледниковыми образованиями и примыкает к морёной гряде идущей в том же основном северо-восточном направлении, также в виде полосы, не столь широкой, из Померании через Манчжурию и Литву. Обилие морёных меридиональных озёр, малые реки, недостаточно дренированная и осушенная местность, дерново-подзолистые валунные глины, суглинки, супеси, пески. Район по пейзажу и свойствам целиком примыкает с соседнему новгородскому. Оба морёных образования своим характером и Волга своим направлением соединяют через Тверской край литовский мир с финским, вызывая взаимные передвижения и культурные влияния. Все остальные реки Тверской области, так и Бежецкого края связывают Новгород и с Суздалем и Москвою, определяя пути передвижения русских племен и передвижения политических влияний . В таком крае приходилось осваиваться жителям нашего царства.
   Ближайшие к р. Верхней Мологе археологические памятники кривичей известны в пределах Мстинско-Моложского междуречья и на р. Нижней Мологе. Язычники-кривичи хоронили останки сородичей в длинных курганах высотой около полутора метров. Такие курганы сохранились в верховьях Волги и Западной Двины. Покойного сжигали в погребальном костре, а обожженные кости помещали в ямку или глиняный сосуд. Над захоронением сооружали насыпь, которая увеличивалась в длину с каждым погребением. Позднее длинные курганы сменялись у кривичей округлыми насыпями со следами сожжений . Необходимо отметить, что горы и пригорки всегда почитались у древних славян, наделялись магическими свойствами: горы, по преданию, колыбель человечества, обитель богов. Свои поселения кривичи располагали на недоступных для наводнения сухих возвышенных местах, в основном на песчаных возвышенностях и в сухих боровых лесах. Основным занятием кривичей на вновь освоенных землях становится подсечно-огневое земледелие, охота и рыболовство. Древние славяне верили в родство людей с различными животными, обожествляли явления природы и стихии. Эта вера получила названия язычества или народной веры (от слова "язык" - народ). Происходит постепенное слияние славян с местным финно-угорским населением.
   Освоение территории Верхней Мологи славянами стало возможным в период нового прогрессивного изменения климата, наступившего в Европе с конца VI в. н.э. В этот период понижается уровень рек и озёр, в поймах которых накопились плодородные аллювиальные отложения. К этому периоду относится вторая крупная волна славянского расселения в Новгородской земле. Погребальными памятниками этого населения являются сопки - высокие крутобокие насыпи со многими захоронениями по обряду сожжения. Вновь пришедшея группировка славян, судя поданным летописей, называлась "словенами" . Новый миграционный поток славянских переселенцев достигает верховьев Мологи и правых притоков рек Могочи и Мелечи. Этот процесс на основе современных данных археологии датируется не ранее VIII в. н.э. Славянские поселки IX - X вв. располагались на низких, чаще мысового характера участках берега, к которым примыкали богатые разнотравьем обширные заливные луга. На Верхней Мологе известно семь пунктов от с. Дрюцково до с. Еськи, приуроченных наиболее выгодным в сельскохозяйственном отношении почвам, на которых прослеживаются культурные напластования, датируемые IX - X вв. н. э. Все указанные поселки Верхнего Помоложья находились по берегам озёрных расширений р. Мологи или проточных озёр, так что этот район в полной мере можно именовать Верхне-Моложским Поозерьем . Славянская колонизация направлялась, прежде всего, с юго-запада, из местности составляющей Смоленскую губернию, из страны Кривичей. Но самая сильная колонизация шла в приволжский край с северо-запада, из земли славян Ильменских или Новгородских. Древнейшие города в странах Веси и Мери были новгородского происхождения, на что указывают славянские названия их, например: Белозеро, Ростов, Торжок, Бежецк. Границы распространения Веси были следующие. На севере Весь распространялась до берегов Онежского и Ладожского озёр, на западе до р. Волхов. Центральная часть поселений была вокруг Белозера: затем область рек Тверцы, Шексны, верховья Волги. На юге Весь далее Кязьмы не заходила (на востоке Весь смешивалась с Мерью). Меря с начало поселилась у озёр Неро (Ростовское озеро) и Плешеево (Переяславское озеро), отсюда же распространилось и далее. На востоке границей поселений можно считать водоразделы Волжского и Беломорского бассейнов, на юге граница идет по верховью Клязьмы и Москвы к бассейну Оки, на западе же Меря неопределенно мешается с Весью. Весь и Меря, финские племена в последствии под влиянием славянской колонизации частично отодвинулись на север, частично слились со славянами .
   Дохристианский период становления народной культуры можно разделить на несколько этапов:
   a)верования охотничьей (а затем и скотоводческой) эпохи, характеризующейся отождествлением человека с миром животных, его неразрывной связью с окружающей его природой;
   b)верования земледельческой эпохи, характеризующейся подчинением всего уклада жизни круговороту в природе, зависимости человека и его образа жизни от различных природных явлений (смены времен года), тесной связью с космосом и появлением системы солярных божеств.
   Весь мир был поделен на "явь" и "навь"; "явь" - весь окружающий реальный мир (слова "явился", и "наяву" имеют тот же корень). "Навь" , напротив, подземный мир, подземное царство (до наших дней дошли такие слова, как "наваждение", "навет" и др.., имеющие отрицательный "потусторонний" оттенок).
   Понять смысл и символику этого периода в становлении и развитии художественной народной культуры невозможно, если не связать их с древними верованиями наших далеких предков, которые считали, что весь окружающий мир одухотворен, обожествлен.
   Эти верования помогали людям наблюдать за явлениями природы, определять сроки проведения тех или иных земледельческих работ, предвидеть смену времен года, примечать те или иные изменения погоды, затем и предсказывать их.
   Знания, умения и навыки, полученные человеком в процессе его исторического опыта, передавались от старшего поколения к младшему путем совершения магических обрядов и символических действ.
   Так сложилась система древних обрядов и празднеств, которые с помощью условных символических действий и жестов помогали людям ориентироваться в окружающем мире, передавать накопленные навыки от старшего поколения к младшему, знаменовать начало и завершение работ (охоты, посева, уборки урожая и т. п.).
   Древние славяне верили в родство людей с различными животными, обожествляли явления природы и стихии, наделяли их человеческими чертами. Они считали, что дикие животные - прародители человека и почитали их как божеств.
   С полным переходом славян к земледелию важную роль стали играть солнечные (солярные) божества. Исследования жизни и быта древних славян показывают образцы трепетного отношения к матери - земле, исполнение определенного долга перед землей, формирующее идеалы моральной чистоты, степенности и достоинства. Эти черты всегда были в основе семейного и духовного воспитания славян.
   Следующий период охватывает X - XVII века. Это период утверждения христианства и его влияния на развитие русской культуры. Он начинается с принятия христианства на Руси и продолжается до тех времен, когда христианство после многовековой борьбы с языческими верованиями становится единой государственной религией, сопровождающей жизнь человека от рождения до смерти, играющей огромную роль в жизни всего государства, освещающей его основные события, благословляющей русских людей на победы в многочисленных войнах.
   Внутри этого периода можно также выделить несколько этапов:
   а)
   X - XI вв. - время крещения Руси, распространение новой религии по русской земле;
   б)
   XII - XV вв. - период двоеверия, во время которого, как известно, параллельно существовали две религиозные системы - языческая и христианская, боровшиеся между собой;
   в)
   XVI - XVIIвв. - период укрепления русского государства и утверждения христианства как единой государственной религии в России.
   Как известно, крещение Руси произошло в 988 году. Именно эта дата отмечается русским народом. Но сам процесс крещения был довольно продолжительным во времени и достаточно болезненным для представителей старой языческой веры. Вместе с тем важно отметить, что крещение Руси имело важное политическое и культурное значение, оно способствовало укреплению международного положения Руси среди других государств. С принятием христианства существенно изменился характер внешней политики, были установлены прочные отношения с Византией и Болгарией.
   Процесс перехода от одной религии к другой растянулся на несколько столетий. Постепенно христианство официально стало единой государственной религией и объективно служило целям освещения государственной власти.
   В этот период под воздействием новых общественных отношений и новых общественных условий старые русские праздники и обряды постепенно усложнялись, и в процессе эволюции народные обрядовые действа в большинстве своем оказались приуроченными к дням церковных торжеств. Церковь ответила на стремление людей торжественно отмечать знаменательные события в жизни и создала обрядовые торжества, сопровождающие эти события. Включенные в религиозную систему, эти обряды приобретали новый социальный смысл и выполняли иные социальные функции, способствовали утверждению новой религиозной идеологии и укреплению религиозной веры.
   Стремясь преобразовать языческую сущность народных праздников, церковь заменила народный календарь церковными святцами, в которых в календарном порядке были расположены даты поминовения христианских святых. Целый ряд историков обращает внимание на своеобразное слияние и смешение языческих и христианских представлений в мировоззрении русского человека. Особенно ярко это проявилось в народных обычаях, праздниках и обрядах, где воедино слились языческие истоки народных празднеств и привнесенный в них глубокий христианский смысл.
   Обрядовая упорядоченность всей деятельности человека способствовала его нравственному совершенству. Православие воспитывало в русских людях дух жертвенности, терпения, смирения, стремления к добру, отречения от излишеств, верности своему народу, закладывало в его сознание заповеди любви к Богу и ближнему. В основе всех его нравственных требований, что важно подчеркнуть, лежали общечеловеческие ценности. Вернемся к истории.
   ВX - XI вв. славянское расселение проходило уже в условиях формирования Древнерусского государства. В ходе борьбы со скандинавскими набегами эсты, весь, меря, словене ильменьские и кривичи составили в середине IX в. огромную племенную державу и стали ядром Древнерусского государства.
   Многовековая история Бежецкого Верха теснейшим образом связала судьбу края с судьбой России. Основанный новгородскими переселенцами в X - XI веках, Бежецк очень скоро занял видное место среди новгородских владений. Бежецк - один из старейших городов области. Впервые о нем упоминается в 1137г. в уставной грамоте новгородского князя Святослава, где говорится о Бежецком рядке. Расположен в 126 км от г. Твери на р. Мологе при впадении в нее р. Остречины.
   Первоначально поселение именовалось Бежичи. Название поселения произошло от его жителей - беженцев из Новгорода, ильменских славян. Об этом говорят многочисленные памятники древней культуры и быта, найденные при археологических раскопках.
   В XIII веке Бежецкий край подвергся опустошительным набегам татарских орд. Предание гласит, что в селе Алабузине зимой 1238 г. находился лагерь хана Батыя. Подвергся край и набегам литовских завоевателей. Летопись так рассказывает об этом: "Воевала Литва около Торжку и Бежици, и гнались за ними новоторжцы с князем Ярославом Владимировичем, и бились с ними".
   Но не только полчища иноземных поработителей разоряли местный край. Наносили ему урон и междоусобные войны князей тверских, новгородских и московских. Так, в 1272 г. в результате набега тверского князя Святослава Ярославича Бежичи были разгромлены и превращены в груду развалин.
   В XIV веке центром края становится другое поселение - крепость Городецко, расположенная на высоких обрывистых берегах Мологи и Похвалы, названной потом ручьем Бадовым. Защищенная с севера глубокими оврагами, а с востока - непроходимым болотистым лесом, крепость была безопасна для пребывания наместника Новгорода.
   Новгородские князья, во что бы то ни стало, хотели сохранить свою власть над бежецкими землями. Их влекли сюда удобные для выращивания льна суглинистые почвы, множество рек и озер, богатых рыбой, густые леса, в которых водилось много зверя. Через бежецкие земли проходили важные торговые пути из Новгорода в Персию, Турцию, Болгарию.
   В 1332 г. московский князь Иван Калита захватил бежецкие земли, однако Великий Новгород выкупил их. В 1397 г. Бежецкий край окончательно перешел во владение московских князей. Они не вели обширной торговли, как новгородцы, и значение края - главного поставщика рыбы, пушнины и других товаров - резко упало. Его земли в этот период принадлежали князьям и боярам, а позже монастырям.
   Городецко мало чем отличался от обыкновенного села. Все строения были деревянные. Только в 1680 г. появилось первое каменное здание - колокольня Введенского монастыря. Она сохранилась до наших дней и находится на государственном учете как памятник древней русской шатровой архитектуры.
   В 1766 г. Городецко был переименован в Бежецк. В "Топографических заметках Академии наук за 1772 г." о тогдашнем городе говорится, что он "построен на одной правой стороне Мологи. Огражден был прежде деревянной стеной, с двух сторон рвами, с третьей стороны глубоким ручьем, а с четвертой берегом реки Мологи. Меры в окружности содержал 460 сажен, но ныне стены погнили и рвы заплыли. Внутри города приходов и церквей две, деревянных две же" .
   Его географическое положение на важном торговом пути из Владимиро-Суздальских земель в Новгород, а также порубежное расположение на границах новгородских владений и Тверского, а затем и Московского княжества долгие десятилетия определили беспокойную судьбу города и всего края. В период феодальных усобиц Бежецкий край неоднократно становился объектом нападения различных враждебных сторон. В течении XIII, XIV и XV веков Бежецк находился в центре политической борьбы, развернувшейся на территории Руси. Он явился свидетелем многих драматических событий, падений и новых подъемов русской государственности.
   В это время Бежецк становится центром обширного края, раскинувшегося на сотни километров вокруг города. Начавшееся в середине XIV века усиление московского влияния в Бежецком Верхе окончательно определило дальнейшую судьбу Бежецка и уже в начале XV в. на эти территории активно проникают московские землевладельцы и монастыри. В 30-х - 40-х гг. москвичи уже безраздельно господствуют в Бежецком Верхе, а сохранившиеся островки владений старой новгородской аристократии исчезают к середине XV в. Их владельцы либо открыто переходят на московскую службу, либо вкладывают земли в подмосковные монастыри .
   Забегая вперед, скажем, что Бежецкий уезд, так же как и Тверь, принадлежали с 1719 г. к Ингерманландской, т. е. Петербургской губернии. Бежецкий уезд носил тогда и свое старое новгородское название - Бежецкий Верх. С 1727 г. снова отнесен к Московской губернии.
   В наших изысканиях дошли мы и до правления Ивана IV (Грозного). Исторические документы заставляют задуматься над главной причиной, приведшей к погрому на Бежецкой земле. Важным основанием для террора было предположение Ивана Грозного, что тайные сообщники князя Курбского предались польскому королю и намереваются свергнуть его с трона. Главой заговора в 1568 г. самодержец считал конюшего И. П. Федорова (иногда пишется двойная фамилия Федоров-Челядин), вотчинника Бежецкого Верха, а в конце 1569 г. новгородцы были объявлены соучастниками "заговора" князя В. Старицкого, который якобы покушался на жизнь царя. В результате по Бежецкой земле дважды прокатились кровавые волны террора: первый раз край пострадал из-за своего вотчинника, второй - Бежецкая пятина за былую принадлежность (Бежецкий Верх) к Новгороду.
   "Сведения о заговоре Федорова, - отмечает известный историк Р.Г. Скрынников, - крайне противоречивы и запутанны… Существовал ли в действительности заговор или дело ограничилось неосторожными разговорами ("словесами"), сказать невозможно. Ясно лишь, что налицо было весьма опасное настроение, общее негодование против насилия и произвола опричнины" .
   Записки опричника - переводчика А. Шлихтинга рассказывают, что Иван Грозный четыре раза конфисковывал все богатство И. П. Федорова, сделав его совершенно бедным человеком, отправил на войну с татарами. По возвращению из похода царь пригласил И. П. Федорова во дворец, где оный был заколот ножом. После казни И. П. Федорова, членов его семьи и слуг, Иван Грозный с опричниками отправились в поместья конюшего. Его главные владения располагались в Бежецком Верхе "производя всюду истребление, опустошение и убийства". Захватывая в селениях слуг Федорова, Грозный "велел обнажить их, запереть в клетку или маленький домик и, насыпав туда серы и пороху, велел зажечь, так что трупы несчастных, поднятые силой пороха, казались летающими в воздухе. Тиран очень забавлялся этим обстоятельством и воображал, что таким убийством людей он устроил себе подобие трофея и триумфа. Весь крупный и мелкий скот и лошадей, собранных в одном месте, тиран приказал рассечь на куски, а некоторых и пронзить стрелами, так что он не пожелала оставить живым, в каком-либо месте маленького зверька. Поместья и кучи хлеба он зажигал и обращал в пепел. Он приказывал убийцам насиловать у него на глазах жен и детей тех, кого он убивал, и обращаться с ними по своему произволу, а затем умерщвлять. Что же касается жён поселян, то он приказал обнажать их и угонять в леса, как скот, причем тайно были расположены засады из убийц, чтобы мучить, убивать и рассекать этих женщин, бродивших и бегавших по лесам" . Описание карательного похода А. Шлихтинга подтверждают и показания князя А. Курбского о том, что Иван Грозный "…так того Иоанна разгневался, иже не токмо его шляхетных людей всенародно погубил и различными муками помучал, но и места их и сёла-бе зело много отчины имел - все пожег, сам ездя с кромешными своими, елико где обрелись, со женами и детками их сосущих от сосцов матерных, не пощадил" Историки отмечают, что были казнены и многие дворяне Бежецка.
   На следующий год после разгрома бежецких вотчин И. П. Федорова, в последних числах декабря 1569 г., Иван Грозный вместе с многочисленными отрядами опричников, разгромив г. Тверь, двинулся к Новгороду через Бежецкую пятину. Страшную картину разорения Бежецкой пятины описывает А. Шлихтинг. "Вступив в Новгородскую область Грозный посылал из лагеря вперед тысячу и более всадников с приказанием перебить всех воинов этой области, а других он точно так же отправил в город с поручением грабить. Сам он держался в лагере в миле от города, делая по временам набеги на город с целью избиения людей и терзания их удивительными муками, именно одних он рассекал, других прокалывал копьем, пронзал стрелами. Обычным родом казни у него был следующий: он приказывал оградить толпу знатных лиц и купцов, которых знал за выдающихся, садился на коня с копьём в руке и, пришпорив коня, пронзал копьём отдельных лиц, а сын его смотрел на эту забаву и одинаково занимался тою же игрой. Когда конь уставал, тиран сам, возвысив голос, кричал убийцам из опричнины, чтобы убивали без разбора всех и рассекали на куски. Те, унося оттуда куски, бросали их в реку. Был придуман и другой способ казни: множество людей получало приказ выйти на воду, скованную льдом, и тиран приказывал обрубить топорами весь лед кругом, а затем этот лед, придавленный тяжестью людей, опускал их всех в глубину… В Новгородской области было приблизительно сто семьдесят монастырей, всех их он ограбил и опустошил, а всех монахов и священников в них перебил".
   Так же с началом казанской и особенно Ливонской войны государство многократно повышало денежные поборы с крестьян. Усиление податного гнета и помещичьей эксплуатации ставило мелкое крестьянское производство в крайне неблагоприятные условия. Но не только поборы были причиной той разрухи, которая наступила в стране в 70-80-х годах XVI в. Катастрофа была вызвана грандиозными стихийными бедствиями, опустошившими страну в течении трех лет подряд. Неблагоприятные погодные условия дважды, в 1568 и 1569 гг., губили урожай. В результате цены на хлеб поднялись к началу 1570 г. в пять-десять раз. Голодная смерть косила население городов и деревень. В дни опричного погрома Новгорода голодающие горожане в глухие зимние ночи крали тела убитых людей и питались ими, иногда солили человеческое мясо в бочках. По словам очевидцев, в Твери погибло от голода втрое больше людей, чем от погрома. ТО же было и в Новгороде.
   Вслед за голодом в стране началась чума, занесенная с Запада. К осени 1570 г. мор был отмечен в 28 городах. В Москве эпидемия уносила ежедневно до 600-100 человеческих жизней. С наступлением осени новгородцы "Загребли" и похоронили в братских могилах 10 тыс. умерших. Эпидемия не пощадила отдаленные северные и восточные окраины, захватив Вологду и Устюг. "На Устюге на посаде, - записал местный летописец, - померло, скажут 12 тысяч, опроче прихожих, а попов осталось на посаде шесть" ["Новгородские летописи". СПб., 1879. С. 98]. Мор продолжался целый год. Власти принимали драконовские меры, чтобы остановить эпидемию. На дорогах были выставлены воинские заставы. Всех, кто пытался выехать из мест, пораженных чумой, хватали и сжигали на больших кострах вместе со всем имуществом, лошадьми и повозками. В городах стража наглухо заколачивала чумные дворы с мертвецами и вполне здоровыми людьми. Все эти меры, однако, оказались малоэффективными. Трехлетний голод и эпидемия принесли гибель сотням тысяч людей. Бедствие довершили опустошительные вторжения татар. Страна подверглась невиданному разорению. Наступившая разруха положила начало массовому бегству крестьян на необжитые окраины государства.
   Сходное происхождение с "великим разорением" 70-80-х годов, у которого существовал свой порог, трехлетний голод и чума 1569-1571 гг., произошло в начале XVI в. Экономика страны была подорвана трехлетним голодом 1601-1603 гг. От разорения более всего пострадали города Центра и Северо-Запада. Население Москвы сократилось втрое. Обезлюдели сельские местности. На протяжении сотен вёрст путешественники встречали лишь заброшенные деревни. Крестьяне массами уходили на окраины. Те, кто оставался в населенных местах, сокращали запашку земли с тем, чтобы избежать разорительных государственных податей. На единицу тяглового обложения (обжу) в старину приходилось от одного до трех крестьянских дворов, в годы разорения - от четырех до восьми и более. Экстренные поборы последних военных лет оказались для крестьян с крохотным наделом вовсе непосильными. Убыль населения и сокращение наделов привели к тому, что большая часть земель в государстве перестала обрабатываться. Ко времени смерти Грозного в Московском уезде не засевалось 5/6 пашни. В опустошенной Новгородской земле крестьяне обрабатывали едва ли 1/13 пашни. Великое разорение расстроило традиционные отношения между крестьянами и землевладельцами.
   Вероятно, что в эти смутные и голодные времена, часть населения ушла в глухие леса Бежецкого края и обосновала свои поселения по обеим сторонам речки Теблешки. Речка Теблешка, левый приток речки Дрозна, которая впадает в реку Медведица, а та в свою очередь в Волгу. В этом месте сгруппировались две трети и даже более всех теблешских поселений, образуя собою как бы оазис, окруженный со всех сторон стенами обширного леса, отделявшими его от всего остального мира и защищавшими его обитателей от чуждых влияний, распространяемых окрестным населением. Живя здесь, теблешане удивительно долго сумели сохранить традиции, обряды, черты характера, быт и язык своих отдаленных предков. Произношение, одежда, обычаи теблешан настолько характеристичны, что вся Теблешская волость, слывет в Бежецком уезде под названием "Теблешского царства".

Новости     |     История     |     Фотоальбом     |     Гостевая     |     Ссылки     |     Контакты
Теблеши © 2007
 
Hosted by uCoz