теблеши  
Сайт села "Теблеши"

Бежецкий район Тверской области
село "Теблеши"

© 2007

Теблешское Царство*
* по материалам книги "Теблешское Царство". Автор В.В. Путыр


    "Теблешское царство" - царство удивительное, интереснейшее, сохранившее на протяжении многих столетий свои традиции, обычаи, обряды, свою самобытную культуру. Его современный адрес Бежецкий район Тверской области. Местность заселенная теблешанами занимает пространство в юго-восточной части Бежецкого района и удалена на 40 км. от г. Бежецка и около 90 км. от г. Твери. Эта местность в сравнительно недавнее время была еще почти сплошь покрыта густыми, еле проходимыми лесами, наиболее сгущавшимися в восточной ее половине. Леса весьма богатые пушным зверем. Кроме белок, зайцев, лисиц, обычными были куницы, кабаны, вероятно лоси и даже олени, было больше медведей. Не редкость в этих лесах и дикие пчелы. Среди этих лесов, по обеим сторонам довольно крупной, в районном масштабе, и протекающей в восточном направлении речки Теблешки, почти у самого устья, до истоков, длинной, узкой полосой в давние времена расположились теблешские деревни. В этом месте сгруппировались собственно все их поселения, образуя собой как бы замкнутый оазис, окруженный со всех сторон стенами обширного леса, отделявшим его от всего остального мира и защищавшим его от чуждых, посторонних влияний.
    В состав Теблешской волости при дореволюционных границах входило 36 селений, в 1920-е годы с перекройкой волостных границ и с образованием новых волостей, их насчитывается только 32, а четыре селения с жителями, резко отличающимися от теблешан, выделились в особую волость во главе с селом Восново (* Деревни Новоселка, Городня, Щадрениха и Медвежье с 1921 года до весны 1924 года были отдельной волостью).
    Западная часть Теблешской волости - "Заселье" - представляет собой мало лесистую равнину, а восточная - "Копыревщина" - наиболее лесистая местность. Между обоими концами поддерживается скрытая, глухая враждебность, антагонизм, складывающийся вообще в отношениях жителей друг к другу, в драках на праздниках, в песнях и другом.
    Термин "Заселье" и "Копырево" совокупно с условиями хозяйственной местной жизни, дает повод высказываться о ходе заселения местности в том смысле, что первоначально была заселена западная часть волости, что за селом - "Заселье", на что указывают как названия здесь находящихся пустошей и деревень - "Починок" - местное название, означающее нечто початое, затронутое человеческой рукой, особенно применительно к вырубленному месту среди лесов. "Нивы" означает, что эта часть ранее другой освободилась от леса, чтобы создать условия для земледельческого хозяйства. Восточная часть до сих пор лесиста, корчует, "копыряет" или "палит и расчищает нивы" для расширения площади запашки, не случайно и то, что именно здесь развивался и сохранился до середины 20-х годов XX века дегтярный промысел. Принять во внимание следует и особый, отличный от "Заселья" характер названия деревень в "копыреве". При всем этом, однако, жители обеих частей объединены сознанием общего происхождения, считая себя здесь коренными обитателями, они крепко держатся за наследие отцов.
    Что же касается других деревень Теблешской местности, то некоторые их них получили свое название от личных имен или фамилий: Мясниково, Власьево, Опронево, Беляево, Арефино, Сидорино, Левоново, Давыдкоково и прочие. Часть названий происходит от различных нарицательных имен существительных, прилагательных и даже глаголов: Нивы, Столбово, Дуброво, Смердово, Голодово, Морово и пр. Названия некоторых селений представляют собою слова, утратившие в настоящее время свой смысл, слова, из которых часть, может быть нерусского происхождения, часть же найдет соответствие в древнерусских образованьях: Шелбодино, Корино, Вербежи, Житищи и др.
    Занимались жители разведением скота, сбором меда, земледелием. Главными земледельческими орудиями были топор, коса и соха, серп, борона. Сеяли главным образом зерновые хлеба: рожь (озимую), ячмень, овес, так же сеяли репу, горох; из технических культур: лен, коноплю, хмель. Земли бедные, мало илистые и если земледелец оставался на старом месте, то он запускал свою прежнюю пашню и разрабатывал новый участок. Запущенная пашня носила название лядин и перелогов. По истощении нового участка земледелец возвращался к лядине: рубил молодой лес, сжигал его и пахал землю.
    Сделаем небольшое отступление и расскажем об окружении "Теблешского царства". Самые обширные вотчины в 1709 г. в Бежецком уезде принадлежали Троице-Сергиевой Лавре, подаренные великим князем Дмитрием Юрьевичем в 1441 году. Так же имели свои владения и Московский Новодевичий монастырь. Вознесенский женский монастырь, Николаевский Антонов, Спаса Новый монастырь, Алексеевский Угличский, Соловецкий, Алексеевский и Знаменский Московские и Кириллов монастыри. Большая часть уезда в 1709 г. принадлежала духовному ведомству. Все эти вотчины и крестьяне, во времена Екатерины II, в 1764 г., перешли во владения правительства. Эти земли относились к первому разряду имений. За монастырями сохранилась лишь небольшая часть земли и прислуги.
    Второй разряд имений составляли дворцовые волости. Ивицкая и Прудовская, населенные карелами, находились в Каменном стану. Бежецкие карелы перешли на свои земли в 1665 году.
    Третий разряд собственников в Бежецком уезде состоял из вотчинников дворянского сословия: Бутурлины, Баклановские, Бояшевы, Бешенцовы, Батюшковы, Волконские, Волковы, Вельяминовы-Зерновы, кн. Голицыны, кн. Долгоруковы, Зотовы, Заборовские, Зыковы, Козодавлевы, Кузьмины-Караваевы, Кавшнины, Квашнины-Самарины, Ловчины, кн. Лобановы-Ростовские, Мономаховы, Мамоновы, Мачефины, Норовы, Нелидовы, Нелединские-Мелечкие, Окуловы, Оболонские, Про зоровские, Пушкины, Плещеевы, Ресины, Римские-Корсаковы, Рыкачевы, Скобьевы, Съяновы, Суворовы, Соловьевы, Травины, Тютчевы, Тыртовы, Татищевы, Ушаковы, Улыбашевы, Увиленевы, Шаховские, Шереметьевы, Щербаковы, Орловы и др.
    Поместья давались дворянам за службу только в пожизненное владение, а вотчины в полную наследственную собственность. Дворянин получал землю в количестве 75 -150 десятин, считая по межевой инструкции 1766 г. Вот такое звездное окружение было у наших жителей.
    Первое известное нам описание жизни теблешских деревень относится к 1853 году. Это заметка "О Бежецком уезде и теблешанах", опубликованная в журнале "Москвитянин". Она носит характер литературного фельетона и в шутливо-ироническом тоне описывает особенности быта и обычаев теблешан, их костюмы, особенности говора и языка, разительно отличавшиеся от остального населения Бежецкого уезда и порождавшие легенды о "Теблешском царстве" и нерусском народе, живущем в нем.
    "...Бежецкие торговцы, ездившие к теблешанам на ярмарки, называли их индейцами, картаусами. Сама наружность теблешан представляет образец смешного и жалкого уродства. Низенький рост, сухопарость, кривые ноги. Он ходит под углом 80 градусов, разваливаясь на ту и другую сторону, как беременная баба. У теблешанина - маковка стриженная, волосы вечно всклокочены и вечно торчат дыбом. У него кафтан или полушубок выше колена, шапка - археологическая редкость, ибо ни одной теблешской шапке менее 70-ти лет нельзя считать от роду. К лаптям у него привязываются черные оборы, сажени в две длиною, и этими оборами опутывается у него нога до колена. Таким-то франтом он щеголяет лето и зиму, праздники и будни без различия. У теблешских женщин сарафаны имеют также характер короткости, как и у мужчин кафтан; впрочем, эти сарафаны можно назвать только подобием сарафанов покрой у них другой. Теблешанки уродливы, неопрятны, отвратительно грязны. Бежичане за это их называют - зачупайками. Бежичанин отвергает одинаковость своего происхождения с теблешанами.
    Как только начнут теблешане съезжаться в город на торговый день, из лавок все высыпают, хохочут и смотрят на них, как на невиданную диковинку. Теблешане приезжают в город и ходят в нем всегда табунами (как выражаются бежичане). У купцов примета: если в торговый день теблешане приедут в город, то значит, народу будет много. Теблешане обыкновенно приезжают целой волостью. Они ничему не удивляются, ни на что не засмотрятся, подобно другим крестьянам, которые любят заглядеться и на серебряные главы церквей, и на красивый какой-нибудь дом, и на богатый наряд горожанки. Ходит теблешанин прямо, не оглядываясь по сторонам, и, кажется, никогда не поднимает глаз к небу. У него приметно отсутствие разборчивости; стоит увидеть ему вдали предмет, и он идет к нему, не разбирая пути. Если кто ударит одного теблешанина, то за него тотчас вступается вся его собратья, все равно, прав он или виноват.
    Говорят теблешане по-русски, но в устах их остается одна материя языка, без жизни и характера. Словарь у них очень ограничен, способ соединения слов - лаконичный. Вот образчик: "Поши, поши в Божий дом, отбалабонили!" По-нашему это значит: "Иди скорее в церковь, уже отзвонили!" Или другой пример; хозяин, приходя домой, говорит жене: "Молодая! Уделалась ли? Щи на стол". Это значит: "Жена! Все ли готово? Давай обедать". Эти слова он произносит так, что вы ни за что не поймете, что он говорит, потому что от каждого слова слышны только окончания, и то по быстроте, с какою он говорит, сливается в один неясный звук. Интонация у теблешан чижиная: как чиж тиликает, тиликает и, наконец, протянет.
    В быту семейном у него - чернота, неопрятство и отсутствие всякого поползновения к улучшению своего состояния. Если в каком доме есть квас, то это еще благодать большая; обед у него круглый год состоит из пустых щей.
    Отношения между мужчиной и женщиной у теблешан довольно странны: так, например, парни не смеют подойти к тому кружку, где собираются девки, а между тем нарушение супружеских обязанностей не считается у них за грех, разврат здесь царствует во всей силе.
    У теблешан пока старшая сестра не вышла замуж, следующая за ней стрижет себе маковку в знак того, что она еще не невеста. При всяком несчастном случае, при похоронах кого-нибудь и прочих, все усопшему родственные женщины распускают и растрепывают волосы.
    Теблешская женщина вовсе не знает стыда: при ком бы то ни было, при знакомом и незнакомом, она не посовестится раздеться донага, когда это ей будет нужно".
    Интерес к теблешанам, их культуре сохранился и в советской науке. Первое подлинно научное исследование о теблешанах было опубликовано этнографом С. А. Ереминым в 1926 - 1927 гг. Автор ставил своей целью охарактеризовать теблешан "со стороны быта, языка и некоторых проявлений духовного творчества с тем, чтобы… если не окончательно разрешить, то, по крайней мере, подойти поближе к выяснению этой действительно достойной внимания этнической единицы Бежецкого уезда…".
    На основании изучения сведений о местности, отдельных черт быта теблешан, их языка и устного народного творчества С.А. Еремин пришел к выводу, что это, несомненно, русское население, однако его особенности дают противоречивую картину происхождения теблешан. Он не отрицал возможных остатков здесь "древнейших поселений "Владимирских" кривичей, но более склонялся к тому, что "теблешане не исконные поселенцы, а пришли сюда много позднее…".

Новости     |     История     |     Фотоальбом     |     Гостевая     |     Ссылки     |     Контакты
Теблеши © 2007
 
Hosted by uCoz